20 ноября 2019

До чего дошли те, кто придумал Hi-End: Audio Research LS28 и VT80SE

Американская компания Audio Research Corporation - один из старейших действующих High End производителей в мире. Они были пионерами в продвижении высококачественного звука в 1970-х годах; и в те времена, когда все поголовно переходили на транзисторы, в Миннесоте дали вторую жизнь лампам в качестве основного активного усилительного элемента.

Основателя компании, Билла Джонсона, считают одним из главных создателей всей концепции High End, существующей сегодня. Слава его настигла в 1973 году (спустя лишь три года после основания фирмы) с появлением предусилителя SP3, получившего восторженные отзывы критиков, а Stereophile в тот год и вовсе назвал его лучшим предусилителем, который можно купить за деньги.

Тот самый предусилитель SP3

На следующий день Билл Джонсон проснулся легендой, а имя Audio Research стало прочным синонимом высочайшего качества. Так что возможность поведать вам о продукции одной из самых культовых компаний мира аудио – для меня огромное удовольствие.

Бил Джонсон

Сегодня я расскажу о младших моделях компании из серии Foundation: ламповых предусилителе LS28 и усилителе мощности VT80SE. Но пусть вас не сбивает с толку тот факт, что эти модели «младшие» – просто более доступных усилителей у компании нет. Вместе эта пара стоит более полутора миллионов рублей: 735 000 рублей за предусилитель и 833 000 рублей за усилитель мощности. Это тебе не поточное азиатское производство – каждый экземпляр собирается в Миннеаполисе вручную.

Сегодня, в XXI веке, эти усилители выглядят настоящими мастодонтами – всё в них крупно, мощно и ортодоксально, как в лучшие годы Золотой эры аудио. Лицевые панели «oversize» с огромными ручками сразу сообщают, что за ними скрываются настоящие «звери».

Все кнопки и регуляторы предусилителя LS28 массивные, а зеленый вакуумно-люминисцентный индикатор у меня вызывает какие-то военные ассоциации. Сразу за передней панелью прячется довольно крупный корпус с полностью перфорированной крышкой, через которую видно всё то, что внутри.

Мощник VT80SE заметно более массивный – он аж полметра в глубину и весит более 20 килограммов. Это чудовище занимает очень много места. И хотя его фронтальная панель скорее олицетворяет спокойствие (всего-то одна кнопка и зеленый контрольный светодиод), весь «страх и ужас» у VT80SE находится над верхней крышкой.

Тут вам три гигантских трансформатора и сразу перед ними четыре огромные лампы КТ150 выходного каскада и две лампы 6H30 входного. Трепещите! Кстати, VT80SE отличается от просто VT80 именно лампами выходного каскада – у второго стоят КТ120.

Задние панели этих чудовищ ожидаемо полны всем, что только может понадобиться – в предусилителе полный набор XLR и RCA для коммутации всего сущего (ну почти). У вас 8 пар входов и три пары выходов. Все по-простому, без вот этих ваших модных USB и антеннок для беспроводных соединений – здесь такого барахла нет. Только «пресвятые» толстенные кабели.

Мощник имеет две пары входов на выбор – XLR или RCA (да кто его вообще посмеет по RCA цеплять?), клеммы для подключения акустики имеют два положительных терминала под 4- и 8-омное подключение. Плюс небольшой ЖК-дисплей счетчика часов наработки ламп. Срок их жизни – 3000 часов, после чего нужно будет поставить новые, подобранные по параметрам комплекты.

Что интересно – в этих усилителях используются наши, российские лампы, которые проходят специальный отбор у производителя, а на заводе Audio Research купленные лампы проходят второй, еще более придирчивый отбор, в результате которого отсеивается около 70%, и только из оставшихся 30% тщательно подбирают пары.

Вот что говорят об этом в Миннеаполисе: «Важно отметить, что лампы KT150, поставляемые Audio Research для всех наших продуктов, специально изготовлены в соответствии с нашими высокими стандартами, проверены и измерены для контроля качества и надежности и прогреты в течение 48 часов. Затем, используя наш сертифицированный процесс согласования, они подбираются вручную в наборах с допусками в 10 раз более жесткими, чем стандартные готовые лампы, что обеспечивает наилучшее возможное качество звука».

И еще насчет ламп: одно из крупнейших технических достижений в истории Audio Research – автоматическая система смещения, примененная в VT80 и нацеленная на сведение к минимуму регулировок, необходимых при использовании лампового усилителя, и выравнивающая звучание при изменении характеристик ламп.

Вообще, даже просто смотреть на этих гигантов уже большая услада: то, как дразнит тебя перфорация на крышке предусилителя, и весь этот «стриптиз» мощника с оголенными трансформаторами и лампами моментально будят в тебе тёмные желания врубить что-нибудь погромче.

Сразу после включения мастодонты прогреваются и включают свои выходы через 30 (VT80SE) и 45 секунд (LS28), и по истечении этого времени звук сразу становится оптимальным. Вам не требуется ждать хорошего звука, как на обычных ламповых усилителях.

Забавно, что предусилитель по умолчанию стартует с нулевой громкостью и в режиме Mute. Чтобы начать слушать, тебе всегда нужно нажать кнопку Mute и выставить уровень громкости, который, кстати, выставляется для каждого входа индивидуально.

Кстати, у преда есть пульт. На вид он, на удивление, «так себе», хотя его металлический корпус увесист и приятно холодит руку. Но, конечно, от пульта за 700 с лишним тысяч я ожидал чего-то более... внушительного что ли. Но эту банальность ты ему неизбежно прощаешь, ведь то, что в Audio Research сделали со звуком, – просто песня! (извините)

Удивительно, но эта ламповая пара из Миннесоты совершенно не похожа по звуку на всё то ламповое, что я слышал прежде. Хотя, признаюсь, у меня мало опыта с ламповой аппаратурой и он ограничивается парой десятков каких-то разных девайсов. И вот обычно ты сразу слышишь эту ламповую округлость и «жирок», но не здесь.

По одёжке я ожидал от этих монстров тяжелого, мощного, густого звука, но оказалось, что это совершенно не так. Эта пара звучит довольно открыто, ровно и подробно, без этой ламповой ленцы. Она извлекает множество деталей с очень высокой точностью. Для тех, кто считает ламповые усилители шумными, VT80SE имеет отношение сигнал/шум 112 дБ – это тише, чем у многих транзисторных усилителей.

Вы получаете поразительную динамику во всем спектре – VT80SE мгновенно отдает свою мощность без всякой ленцы. Быстрые и чрезвычайно богатые текстурно, низкие создают уверенный драйв на энергичной музыке, а где этого требует материал – много, очень много драмы. Крайне насыщенные, богатые низы, слов нет. И совершенно без перебора.

Середина ровнейшая, такого натурального вокала я в своей квартире еще ни разу не слышал. Середина льется с поразительной натуральностью. Я переслушал кучу всего «пограничного», что практически не входит в спектр моих музыкальных интересов, просто ради того, чтобы насладиться разными вокалистами, оказавшимися прямо в моей комнате.

Вы слышите очень много подробностей обо всех инструментах, их объеме и пространстве, окружающем музыкантов. И высокие частоты накрывают всю эту картину ярким шелковым полотном. При такой потрясающей подробности верх остается очень комфортным, и неожиданно это оказалось одним из самых приятных качеств для меня.

Эти монстры звучат очень здорово на любом материале, они играючи справляются с любой акустикой, и когда ты поворачиваешь ручку громкости вправо, то не происходит ничего, кроме повышения громкости. С её ростом ничего не выпячивается, не происходит ни роста искажений, ни изменения тонального баланса.

Не скрою, что мне очень симпатичны эти «чудовища» и мне нравится то, с какой гордостью они сделаны – на каждой видимой грани красуется надпись Mineapolis, Minnesota. Как мне кажется, это говорит о том, что производитель гордится тем, что делает. И эта гордость за безупречное качество, за неповторимый образ, за свой, особенный звук очень высокого уровня – во многом и есть то, что мы привыкли называть High End.

Хочется закончить на пафосе словами Гордона Холта из Stereophile, отозвавшемся в 1973 году о первом предусилителе компании SP-3: «Если вы хотите получить наилучший по звуку предусилитель, который можно купить за деньги, и у вас есть деньги на его покупку, то это несомненно он». Сегодня на дворе 2019-й год и, по моему мнению, эти два потрясающих современных усилителя без сомнения несут на себе сияние той похвалы, прославившей небольшую фирму из Миннеаполиса.

Тестовый сетап:

Акустика: Martin Logan ESL X, Dynaudio Excite X36 :: Источник: Aurender N10 :: Внешний ЦАП: Hegel HD30 :: Кабели: Synergistic Research Atmosphere X EXCITE (сетевые, межблочные и акустические) :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 :: Удлинитель: Mudra Akustik ::